gototop
gototop

Направление «Участие в реализации проекта по вовлечению обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в различные формы сопровождения, наставничества и «шефства»
10

Второй год в ДДТ «У Белого озера» реализуется направление «Наставничество», разворачивается уникальные и разнообразные практики наставничества, в которые вовлечены более 30 педагогов, 128 детей, студенты, родители обучающихся. Наряду с традиционными, появляются новые форматы наставничества: ситуационное, краткосрочное, скоростное, групповое, виртуальное, реверсивное наставничество.

Для педагогов, осуществляющих наставническую деятельность по отношению к коллегам и осуществляющих организацию и сопровождение практик наставничества «дети – детям», «студенты – обучающиеся», «педагог – студенты», «педагог – родители», «родители – дети», создана рабочая группа, в задачи которой входит обмен актуальной информацией, взаимообучение, обмен опытом, анализ и презентация результатов работы.
В группу вошли 26 педагогов ДДТ. Активными участниками группы стали 12 педагогов из структурных подразделений «Фрегат», «Смена», «Огонёк», «Лучики», Главный корпус. Уже в начале учебного года педагог Центра дошкольников "Лучики" Ольга Валерьевна Реннер поделилась опытом сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов детей наставником на вебинаре "Сопровождение индивидуальных проектов детей (практики наставничества в дополнительном образовании)". В вебинара работы обозначились вопросы и темы для дальнейшего обсуждения: «Построение ресурсной карты», «Современные дети - новое поколение».
В декабре состоялись очные встречи участников группы, сопровождающих молодых педагогов и студентов. В ходе работы были обозначены вопросы: что является предметом, областью наставничества с молодыми педагогами и студентами? каким образом фиксировать работу наставника с наставляемыми? Можно ли назвать любые формы взаимодействия со студентами и молодыми педагогами наставничеством? Многие из этих вопросов в дальнейшем обсуждались в ходе подготовки и проведения Фестиваля практик наставничества.
Фестиваль практик наставничества был организован 23-24 марта 2022 г. совместно с Школой Совместной деятельности (МБОУ СОШ № 49). Фестиваль проходил два дня в on-line и off-line форматах. В первый день Фестиваля «Ресурсы организации наставничества в контексте педагогики совместной деятельности» on-line были представлены установочные выступления по определению специфики организации наставничества в общем и дополнительном образовании (Борисановой Н.В., зам.директора по НМР МАОУ ДО ДДТ “У Белого озера”, Сороковой Л.А., к.п.н., зам. директора по НМР СОШ №49, Поздеевой С.И., заведующей кафедрой педагогики и методики начального образования ТГПУ, д.п.н., профессором ТГПУ), мастер-классы, стендовые доклады педагогов. Второй день был организован в off-line режиме в МАОУ ДО ДДТ “У Белого озера” в формате круглого стола «Результаты и эффекты организации наставничества».
Педагоги успешно представили на фестивале свой опыт, проявили экспертное отношение к материалам коллег, стали участниками интеллектуальной игры Квиз «Такое разное наставничество» (инициаторы и организаторы игры – педагоги Е.В. Захарова и Ю.А. Подворчан), участниками круглого стола, где были представлены выступления молодых педагогов СОШ №49.
11

Выбранный формат презентации материалов (мастер-класс, стендовый доклад), на наш взгляд, позволил отразить содержание и специфику организации наставничества, наглядно показать коллегам яркие примеры (фото и видео), сделать «живые» комментарии. К тому же видео-формат позволяет осуществить многократный просмотр, вернуться, сделать остановку, обозначить вопросы к автору и к самому себе.
Фестиваль практик наставничества представил панораму разнообразных практик наставничества в ДДТ «У Белого озера»:
Опыт организации модели наставничества «воспитанник-воспитанник» представлен в стендовом докладе М.Ф. Канбековой “Наставничество “дети-детям” в Школе каратэ Орион”. Авторское понимание и определение становления наставничества в рамках реализации образовательной и городской программы представлено в стендовом докладе А.С. Гончарова, руководителя объединения “Штурвал” СП “Фрегат”.
Взаимодействие педагогов-наставников и молодых специалистов, а также вновь принятых сотрудников, по модели тьюторского сопровождения со свободной формой фиксации наставниками частоты, тематики и форматов взаимодействия было представлено в стендовых докладах “Сопровождение молодого педагога в рамках реализации программы “Росточек” (Е.В. Темнякова), «Наставничество молодого педагога в условиях дистанционного обучения» (О.О. Бизюк), «Реализация направления “наставничество” “педагог-педагог совместитель” в группах раннего развития детей СП “Смена” (О.С. Мисюкова), «Сопровождение молодого педагога. Баланс между энтузиазмом и последовательностью» (Е.А. Остапова), “Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов” (Т.А.Харламова, В.А. Паракшина).
Сопровождение молодого педагога или группы педагогов коллективом педагогов и руководителем структурного подразделения. Данный опыт представлен в мастер-классе «Использование технологии “Мировое кафе” при организации командной работы», ведущий М.В. Петрова, руководитель СП «Смена» ДДТ «У Белого озера».
В стендовом докладе Н.В. Борисановой, зам. директора по НМР отражена практика формирования сообществ и групп педагогов по подготовке к профессиональным конкурсам как практика зеркального наставничества. Это уникальный опыт работы с потенциалом педагогического коллектива ДДТ, его развитие и поддержка.
И ещё один интересный опыт представлен в стендовом докладе С.В. Левыченковой, педагога детского клуба «Фрегат» по работе с коллегами и педагогическим коллективом “Личный бренд педагога дополнительного образования. Пошаговый план развития личных брендов педагогов СП "Фрегат" через форму наставничества "педагог-педагог”.
Мастер-класс А.С. Соторовой по организации семинара-практикума со студентами педотряда «Факел» - это пробное открытое действие молодого педагога по разработке образовательного события совместно со студентами с учетом интересов, потребностей и особенностей обучающихся объединения “Школа лидерства и организаторского мастерства”.
Стендовый доклад Н.Л. Карасевой, педагога Центра дошкольников «Лучики», представляет индивидуальную поддержку и сопровождение семьи дошкольника в рамках подготовки к участию в конкурсах. Стендовый доклад Т.С. Фисенко представляет систему работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по реализации разноуровневой образовательной программы «Знайкина школа».
Особое и важное место в Фестивале было уделено экспертизе, направленной на проявление специфики наставничества как совместного действия и обобщение содержания, результатов и эффектов наставнической деятельности в Школой Совместной деятельности (МБОУ СОШ № 49) и ДДТ «У Белого озера».
По результатам проведения Фестиваля участники рабочей группы провели рефлексивные семинары, обозначили сильные стороны и области развития наставничества в ДДТ.
Материалы участников Фестиваля практик наставничества представлены в сборнике «Наставничество: ресурсы, результаты и эффекты». Материал систематизирован по разделам:
•    Специфика организации наставничества в общем и дополнительном образовании.
•    Практики наставничества с молодыми педагогами.
•    Практики наставничества в детском коллективе.
•    Практики наставничества с семьёй и родителями.
•    Практики наставничества со студентами.
• Практики наставничества в профессиональных сообществах и педагогических коллективах.
•    Анализ результатов Фестиваля практик наставничества.
Сборник был представлен на Ярмарке методических материалов ДДТ «У Белого озера» и рекомендован к участию в областном конкурсе методических материалов.
Благодарю всех за продуктивную работу и приглашаю в следующем году продолжить работу по направлению «Наставничество». Ряд вопросов уже обозначены в ходе вебинаров, круглых столов и Фестиваля практик наставничества. Но уже сегодня является очевидной необходимость в определении «границ» моделей, типов и форм наставничества, выделении и оформлении содержания наставничества, критериев оценки эффективности наставнической деятельности и его результатов.

Качина Т.В., координатор направления
«Участие в реализации проекта по вовлечению обучающихся организаций,
осуществляющих образовательную деятельность
 по дополнительным общеобразовательным программам,
в различные формы сопровождения, наставничества и «шефства».