gototop

mod_vvisit_counterСегодня356
mod_vvisit_counterВ этом месяце4954
mod_vvisit_counterв прошлом месяце11340
mod_vvisit_counterВсего434655

Ваш IP: 3.227.240.31

Делать такое, чего не может быть!..

gototop

001С 29 октября по 2 ноября в Доме детского творчества «У Белого озера» прошла сетевая образовательная программа «Формула творчества: инициатива, исследование, проектирование, сотрудничество».

Более 280 человек – воспитанников творческих объединений ДДТ, учащихся томских школ, студентов ТГУ, преподавателей вузов, специалистов в разных областях творческой деятельности встречались в аудиториях Главного корпуса и подразделениях ДДТ «Смена» и «Огонек». Лагерь дневного пребывания на этот раз был организован в форме социальной сети «Твор Фор».
В начале первой, осенней, сессии программы о ней рассказала заместитель директора ДДТ Наталья Владимировна Борисанова.

- Сколько лет действует «Формула творчества» и чем нынешняя программа отличается от предыдущих?
- Проект существует с 2008 года. Начинался он как научно-практическая конференция, затем нарастился целой серией творческих фестивалей, и вот уже второй год развивается как сетевая образовательная программа для детей. Она проходит в три этапа. Первый - «Погружение» - осенний лагерь дневного пребывания, где все события и встречи направлены на то, чтобы у участников появились собственные творческие и исследовательские идеи. Второй – встречи после зимних каникул, где эти идеи будут превращаться в реальные проекты, и третий – в мартовские каникулы - презентационный этап, где ребята представят свои работы на суд экспертов и сверстников в рамках традиционной научно-практической конференции и фестивалей - музыкального, хореографического, музыкального, разговорного жанра, социальных инициатив. А в перерывах между нашими образовательными и творческими «сезонами» участники программы смогут получить консультации специалистов, побывать на экскурсиях, поучаствовать в открытых лекциях, семинарах и тренингах, необходимых для реализации их идей.

- Каких специалистов вы приглашаете на «Формулу…»?
- В большинстве своем – это наши давние партнёры: заслуженная артистка России, актриса Театра куклы и актера «Скоморох» Марина Викторовна Дюсьметова –– она участвовала еще в жюри нашего театрального фестиваля в 1990-е годы, как и директор Вузовского клуба художественной самодеятельности Алла Вильямовна Гоц и искусствовед Ирина Вильямовна Гоц. Много лет заинтересованными участниками программ и проектов ДДТ являются Анна Дмитриевна Лютостанския – сотрудник областного Центра дополнительного образования, магистрант ТГПУ, и Лидия Александровна Лапкина, специалист городского Департамента образования. Наши недавние, но по праву заслужившие любовь и уважение ребят партнёры – преподаватель филологического факультета ТГУ Аркадий Владимирович Петров, актёр театра и кино Илья Викторович Гваракидзе, преподаватель Института бизнеса, дизайнер Кирилл Евгеньевич Иванов, замдиректора детского сада «Монтессори» Татьяна Александровна Костенко. Все эти люди глубоко прониклись идеей «Формулы творчества», которая и возникла по инициативе одного из преподавателей, работавших в своё время с нами на научно-практической конференции. Тогда эксперт, сотрудник коммерческой фирмы, он вслух поразмышлял о том, как важно сопровождать детей на пути от зарождения идеи до воплощения её на научно-практической конференции. Мы подумали, что это действительно необходимо для развития детей, их взаимодействия друг с другом, индивидуальной помощи, которую им могут оказывать педагоги и эксперты.

- Что сегодня и происходит?
- Да, это идеология сетевой программы. Она состоит их трех сессий, на которые дети из ДДТ и школ города собираются вместе и обучаются тому, что они не смогут узнать ни в школе, ни в объединениях ДДТ. Ведь обучение – что в основном, что в дополнительном образовании, всё-таки строится по достаточно жёстким программам, где не всегда находится место для личной инициативы ребёнка, а педагогам катастрофически не хватает времени и возможностей для сопровождения детских проектов, которые выходят за рамки профиля, учебного предмета. Мы делаем всё, чтобы они получали помощь в виде консультаций преподавателей, сопровождения ими своих идей и проектов. В этом году особое внимание будет уделяться использованию детьми ресурсов друг друга, объединения их в работе над созданием проектов, когда кто-то подаёт идею, а другие её подхватывают и развивают. Ведь не секрет, что умных голов и гениальных идей у нас достаточно, а вот умение гениев договариваться друг с другом, видеть взаимные ресурсы – увы, проблема. Первая наша задача - пробудить в детях идею, ведь часто они вообще ничего не хотят придумывать и делать. И вторая задача – помочь творческим подросткам договориться между собой, понять, услышать и помочь друг другу.

- В прошлом году в программе участвовали, в основном, ребята из ДДТ, а нынче многим из них даже не хватило места…
- Да, в этом году мы пригласили больше ребят и педагогов из школ. Эта программа потому и сетевая, что предполагает не только участие множества разных специалистов в качестве преподавателей, но и участников из разных учреждений. В прошлом году учителя школ, которых мы приглашали к сотрудничеству, не сразу поняли смысл и логику проекта, как, впрочем, и многие наши педагоги. В этом году процесс поиска взаимопонимания запущен: состоялось множество встреч, дискуссий, обсуждений программы. Заключены договоры о сотрудничестве в программе со школами №№ 5, 67, 58, гимназиями №№ 13 и 24, ДДТ «Созвездие», театром «Скоморох», факультетами ТГУ. Наши коллеги – школьные педагоги сумели объяснить детям, что их участие в программе – не просто разовое выступление на каком-то фестивале, что «Формула творчества» - это особая программа. Они поговорили с детьми, назначили координаторов, направили нам списки участников. Ведь мы отвечаем не только за творческий процесс, но и за жизнь и здоровье детей, которых принимаем у себя. Нам необходимо понимать, каков возраст участников, каковы их интересы и цели, чтобы и преподаватели были готовы общаться с детьми серьёзно и глубоко. В этом году ребята школ составили более трети всех детей – участников «ФТ».

-Что, на Ваш взгляд, даст школам участие в «Формуле творчества»?
- Во-первых, сегодня модно внедрять нетрадиционные формы обучения детей: образовательные учреждения стремятся придерживаться новых тенденций. А словосочетание «сетевая программа» вызывает повышенный интерес. Кроме того, школам важно, что в программе задействован огромный кадровый ресурс, ведь у них нет возможности приглашать такое количество квалифицированных специалистов из разных областей творческой деятельности.

- А что «Формула творчества» значит для ДДТ?
- Мы, прежде всего, думаем о том, что участие в ней полезно детям. В детских объединениях они общаются достаточно замкнуто, как и в школьном классе. Иногда, даже занимаясь каким-то видом творчества в объединениях, не выходят за его рамки, хотя, возможно, у юного художника есть потребность читать стихи, танцевать или делать что-то такое, «чего на белом свете вообче не может быть» … «Формула творчества» предоставляет такие возможности. Думаю, здесь важен и эмоциональный заряд, который получают дети. Им очень не хватает в жизни выражения эмоций. Их многому учат, что не всегда радостно, приятно и связано с собственными открытиями.

- А на «Формуле…»?
- Организаторы и ведущие программы, наши молодые педагоги Екатерина Мандыш, Анна Кузнецова и Татьяна Скореднова стремятся сделать общение ярким и эмоционально насыщенным. Девушки - действующие вожатые в лагерях, и свой опыт они реализуют в сетевой программе, а особенно – в лагере дневного пребывания. Там происходит много ярких событий, дети объединены в разновозрастные отряды, что тоже важно для взаимодействия. Полезно детям и непосредственное общение со студентами: к нам на практику приходят две группы студентов психологического факультета ТГУ. В этом году они будут не только проводить диагностику и психологические наблюдения, но и фактически работать как вожатые.

- Что еще нового в нынешней «Формуле творчества»?
- Помолодел состав преподавателей. Кроме экспертов, с которыми мы давно сотрудничаем, появились молодые – им от 20 до 30 лет. У них есть интересные темы, способы деятельности, которые они готовы предложить подросткам. Это современный танец, социальные проекты, вожатское мастерство. Новизна - и в форме программы: если в прошлом году мы строили творческий город, то нынче образ, через который будет проходить всё действие – это построение социальных сетей. С детьми будут говорить на понятном для них «компьютерном» языке.

Ирина КИСЕЛЁВА.